Выставка «Писательская рота»

«Глаголом жги сердца людей», — так определял главную задачу поэта А.С.Пушкин. «Песня и стих – это бомба и знамя», — считал В. Маяковский. «Привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов», —  таков идеал поэзии Б. Пастернака. «Чтобы поэзия, как  выстрел, гремела, била точно в цель», —  мечтал М. Светлов.

1941 – 1945. Чёрточка между этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: четыре года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

 «Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».

Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Их  оружием были и винтовка , и пулемёт, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Они создавали произведения, которые поднимали боевой дух солдат.

Искусство, литература вышли на огневой рубеж.

Накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в школе проходит выставка «Писательская рота», которую любезно предоставило представительство Россотрудничества в Нью-Йорке. В основе планшетной экспозиции — панно, посвященные Алексею Толстому, Илье Эренбургу, Василию Гроссману, Виктору Некрасову, Юрию Бондареву, Булату Окуджаве и многим другим. 

Ученики школы  во время уроков литературы по материалам выставки узнают о тех, кто участвовал в войне уже будучи профессиональным литератором, и тех, кто стал таковым на фронте.

Понятие «писательская рота» возникло уже в первые недели войны. В Краснопресненском районе Москвы формировалась дивизия народного ополчения. В этом же районе располагались Союз писателей СССР, Литфонд и Литературный институт. В результате были образованы две «писательские роты», вошедшие в состав 22-го полка Краснопресненской дивизии народного ополчения. Дивизия принимала участие в боях на смоленском направлении. После выхода из ельнинского окружения «писательские роты» были расформированы, а самих литераторов приписали к редакциям центральных и фронтовых газет.

Обычно в литературу приходят из журналистики, но с «Писательской ротой» было все наоборот — война заставила литераторов стать журналистами. С легкой руки главного редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга возникла практика привлечения писателей к газетной работе. Среди военных корреспондентов тех лет были А. Платонов, К. Симонов, В. Гроссман, А. Бек, Е. Петров, М. Шолохов, О. Берггольц, В. Вишневский, И. Эренбург, В. Каверин, Л. Славин, А. Гайдар, Ю. Крымов, С. Гудзенко, Ю. Левитанский, П. Бляхин, А. Штейн, А. Крон, Н. Тихонов, А. Тарковский, М. Светлов и др.

            Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Слово поэтов-лириков и писателей-публицистов боролось против фашизма.

Коллектив школы благодарит представительство Россотрудничества в Нью-Йорке за организацию выставки «Писательская рота».

НовостиАрхив
Эти коварные вставные конструкции…

На завершающем этапе недели гуманитарных наук блеснули знаниями пунктуации русского языка юные филологи из 8 класса. На обобщающем уроке по теме «Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции и знаки препинания при них» учащиеся продемонстрировали […]

10.05.2024
Памяти павших…

9 мая — главный для нашей страны праздник. Сегодня, как никогда, важно не забывать самим и не дать забывать другим, кто и какой ценой одержал победу над фашизмом 79 лет назад. Наши дедушки, бабушки, […]

09.05.2024
О чём должен мечтать человек?

Над таким вопросом рассуждали сегодня учащиеся 10 класса, анализируя «Маленькую трилогию» А. П. Чехова. Проблемы, поставленные писателем в знаменитых рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», заставили задуматься ребят о месте человека в этом […]

09.05.2024
«В поисках сокровищ»

Сегодня учащиеся 5 класса стали участниками литературного брейн-ринга по роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Распределившись на две команды – «Благородные джентльмены» и «Джентльмены удачи» — ребята с увлечением писали «Морской диктант», собирали героев […]

08.05.2024
Красота спасёт мир?…

В рамках декады предметов гуманитарного цикла учащиеся 11 класса стали активными участниками урока-исследования «Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма» (на примере рассказа Владимира Маканина «Кавказский пленный»). Ребята проанализировали одно […]

07.05.2024
Международная акция «Сад Памяти»

Сегодня в гостях у нашей школы были гости: начальник управления науки и международного сотрудничества Федерального агентства лесного хозяйства Дмитриев Владимир Викторович и заместитель отдела отдела управления науки и международного сотрудничества Федерального агентства лесного хозяйства […]

06.05.2024
Фипи
Постоянное представительство
Российской Федерации
при ООН
Российское образование